Основоположения риторики

        «Из всех работ самая трудная – умная речь»

                                                                  Птаххотеп, XXIV век до н.э.


welcome_to_easy_public_speaking_slider

  1. Важно помнить:
  • То, что с нами не связано, нам не интересно.
  • Хочешь, чтобы тебя слушали и слышали, — слушай и услышь себя самого.
  • В риторике задача не столько открывать свой рот, сколько чужие уши.
  • Чтобы войти в сознание другого (слушателя), надо «выйти» из себя, т.е. затратить усилия.
  • Если хочешь, чтобы другие не понимали тобой говоримое, научись понимать своё понимание.
  • Быть человеком (и оратором тоже) – значит быть непохожим на других. Т.е. уметь отличать себя от всех.
  • Как огонь поджигает другой материал? – Он его согревает до воспламеняемости. Таково и дело речи.
  • Говорить надо не долго, а ровно столько, пока не поймут.
  1. Знать твёрдо:
  • Говорить – значит повторять (но по-разному, с разных сторон и т.д.)
  • Говорить – значит объяснять (указывать конкретно), ибо люди видят не тогда, когда смотрят, а… когда им показывают.
  • Что мы скажем, то другой и подумает.
  • Там, где нет уподобления, там и нет сказанного.
  • Подпитывайте интерес = и вы привлечёте внимание.
  • Помните: речь без исходного резюме – не речь, а болтовня.
  • В риторике первой мыслью является вторая.
  • Речь – это порционность (квантовость в поднесении мысли) и алогичность (т.е. подача мысли в манере другой логики (вывертом, иновидением, диспозицией).
  • Факт не есть, факт появляется.
  • Понимание не передаётся слушателю, оно из него извлекается.
  • «Всё из всего; всё со всем связано и для чего-то нужно.»
  • Новизна нам не даётся, она нами создаётся.
  1. Необходимое:
  • «Разность людей важнее, чем их одинаковость».

(Теренций)

  • Речь ни в коем случае не должна быть ни назойливой, ни поучающей.
  • Общий закон речи: не кратко, не много, но по принципу: через меньшее – большее.
  • Так как мы хотели бы, нас всё равно не поймут. (И это значит, что без специальных ухищрительных приёмов дело здесь не обойдётся).
  • Если что-то не получается, то самое лучшее – возвратиться к началу; путь назад даёт позицию новым шансам.
  • Коль плохо помнишь, то считай, что не знал.
  • Если не знаешь, что сказать, скажи то, что знаешь хорошо.
  • В речи логика мысли исключает логику подачи.
  • Говорить – это значит удивлять и озадачивать, управлять вниманием и быть всё время интересным.
  • В речи действует принцип: за первые 20% времени достигается 80% результата.
  • Если нас не понимают, то в этом виноваты мы.
  • Если хочешь, чтобы тебя услышали, скажи в начале; если хочешь, чтобы тебя запомнили, скажи в конце.
  1. Крайне нужное:
  • Ум раскрывает уста. Чтобы стать красноречивым, надо сначала захотеть стать умным, развить сферы «разума» и «интеллекта», довести до автоматизма работу «наитий». (Наития – это когда «интуиция» мгновенно проявляется как высшее постижение).
  • Чтобы хорошо говорить надо хорошо рассуждать.
  • Научись философствовать, научись думать и мыслить – и ты сразу же получишь ключ к риторике!
  • Оратор обязан лишь создавать условия для работы чужого ума.
  • Слушатель – как радиоприёмник: его надо не только включить, но ещё и настроить.
  • Что должна делать речь? Она должна: 1) заставлять думать и 2) держать в напряжении. Если она не заставляет думать, то она скучна; если она не держит в напряжении, то значит о ней можно не думать.
  • Внимание! Соблюдайте «принцип» 30%!

В любой критической речи надо соблюдать соотношение: 15-30% негатива, остальное – успехи, хорошее, позитив.

  • Чем мудрее человек, тем больше стараний он прикладывает к тому, чтобы сообщаемое им было лёгким и прозрачным для понимания.

          «Заговори, чтобы я тебя увидел.»

                                                                                                       Сократ

                                               «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.»

                                                                                                       Наполеон


b5bd742d18205ff6789ce213c3080d69_w960_h2048

Если хочешь стать настоящим оратором, усвой твёрдо следующее:

  1. Речь будет интересной, яркой, убедительной, запоминающейся, если умело использовать:
  • истории (эпизоды, случаи, факты, события, примеры и т.д.)
  • анекдоты (весёлые воспоминания, причудливые байки, курьёзы и т.д.)
  • стихи, строчки из песен, отрывки из прозы и т.п.;
  • знаменитые фрагменты из классической литературы (а также из кино- и мультфильмов, спектаклей, театральных реприз и т.п.);
  • афоризмы, постулаты, пословицы, поговорки;
  • общие представления о фундаментальных корнях и новомодных концепциях (в науке, литературе, искусстве, философии, истории, этике, эстетике, психологии и т.д.)
  1. Если уметь:
  • ассоциировать всё что угодно с чем угодно;
Нет Комментариев

Оставить Комментарий

Ваш email не будет публиковаться

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>