
«Из всех работ самая трудная – умная речь»
Птаххотеп, XXIV век до н.э.
- Важно помнить:
- То, что с нами не связано, нам не интересно.
- Хочешь, чтобы тебя слушали и слышали, — слушай и услышь себя самого.
- В риторике задача не столько открывать свой рот, сколько чужие уши.
- Чтобы войти в сознание другого (слушателя), надо «выйти» из себя, т.е. затратить усилия.
- Если хочешь, чтобы другие не понимали тобой говоримое, научись понимать своё понимание.
- Быть человеком (и оратором тоже) – значит быть непохожим на других. Т.е. уметь отличать себя от всех.
- Как огонь поджигает другой материал? – Он его согревает до воспламеняемости. Таково и дело речи.
- Говорить надо не долго, а ровно столько, пока не поймут.
- Знать твёрдо:
- Говорить – значит повторять (но по-разному, с разных сторон и т.д.)
- Говорить – значит объяснять (указывать конкретно), ибо люди видят не тогда, когда смотрят, а… когда им показывают.
- Что мы скажем, то другой и подумает.
- Там, где нет уподобления, там и нет сказанного.
- Подпитывайте интерес = и вы привлечёте внимание.
- Помните: речь без исходного резюме – не речь, а болтовня.
- В риторике первой мыслью является вторая.
- Речь – это порционность (квантовость в поднесении мысли) и алогичность (т.е. подача мысли в манере другой логики (вывертом, иновидением, диспозицией).
- Факт не есть, факт появляется.
- Понимание не передаётся слушателю, оно из него извлекается.
- «Всё из всего; всё со всем связано и для чего-то нужно.»
- Новизна нам не даётся, она нами создаётся.
- Необходимое:
- «Разность людей важнее, чем их одинаковость».
(Теренций)
- Речь ни в коем случае не должна быть ни назойливой, ни поучающей.
- Общий закон речи: не кратко, не много, но по принципу: через меньшее – большее.
- Так как мы хотели бы, нас всё равно не поймут. (И это значит, что без специальных ухищрительных приёмов дело здесь не обойдётся).
- Если что-то не получается, то самое лучшее – возвратиться к началу; путь назад даёт позицию новым шансам.
- Коль плохо помнишь, то считай, что не знал.
- Если не знаешь, что сказать, скажи то, что знаешь хорошо.
- В речи логика мысли исключает логику подачи.
- Говорить – это значит удивлять и озадачивать, управлять вниманием и быть всё время интересным.
- В речи действует принцип: за первые 20% времени достигается 80% результата.
- Если нас не понимают, то в этом виноваты мы.
- Если хочешь, чтобы тебя услышали, скажи в начале; если хочешь, чтобы тебя запомнили, скажи в конце.
- Крайне нужное:
- Ум раскрывает уста. Чтобы стать красноречивым, надо сначала захотеть стать умным, развить сферы «разума» и «интеллекта», довести до автоматизма работу «наитий». (Наития – это когда «интуиция» мгновенно проявляется как высшее постижение).
- Чтобы хорошо говорить надо хорошо рассуждать.
- Научись философствовать, научись думать и мыслить – и ты сразу же получишь ключ к риторике!
- Оратор обязан лишь создавать условия для работы чужого ума.
- Слушатель – как радиоприёмник: его надо не только включить, но ещё и настроить.
- Что должна делать речь? Она должна: 1) заставлять думать и 2) держать в напряжении. Если она не заставляет думать, то она скучна; если она не держит в напряжении, то значит о ней можно не думать.
- Внимание! Соблюдайте «принцип» 30%!
В любой критической речи надо соблюдать соотношение: 15-30% негатива, остальное – успехи, хорошее, позитив.
- Чем мудрее человек, тем больше стараний он прикладывает к тому, чтобы сообщаемое им было лёгким и прозрачным для понимания.
«Заговори, чтобы я тебя увидел.»
Сократ
«Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.»
Наполеон
Если хочешь стать настоящим оратором, усвой твёрдо следующее:
- Речь будет интересной, яркой, убедительной, запоминающейся, если умело использовать:
- истории (эпизоды, случаи, факты, события, примеры и т.д.)
- анекдоты (весёлые воспоминания, причудливые байки, курьёзы и т.д.)
- стихи, строчки из песен, отрывки из прозы и т.п.;
- знаменитые фрагменты из классической литературы (а также из кино- и мультфильмов, спектаклей, театральных реприз и т.п.);
- афоризмы, постулаты, пословицы, поговорки;
- общие представления о фундаментальных корнях и новомодных концепциях (в науке, литературе, искусстве, философии, истории, этике, эстетике, психологии и т.д.)
- Если уметь:
- ассоциировать всё что угодно с чем угодно;