Философия в риторике

«Оратором меня сделала  не риторическая мастерская, а вольное поле философии»

                          Цицерон

В порядковом плане философии две. Первая – заглядывание в неизвестное. А вторая – многостороннее и многофакторное (т.е. всевозможные и разнообразные) вникание в имеющееся, дабы адекватно его принимать…Сюда относится весь быт и сфера жизненного опыта (жизнь среди людей, забот, обстоятельств).

  • Философия заглядывает за черту видения.

Познание не «больше» видит, а «лучше».

Мы не в созерцательности прибавляем, а в замечаемости. Наше познавательное око ( с ростом эрудиции, культуры и аналитики) становится зорче (всё отслеживается ярче, резче, полнее) и всмотрительней (тщательней, избирательнее, разделительнее).

Философия – это вид интеллектуальной деятельности в котором мы можем попасть куда хотим, не имея возможности когда-либо это действительно сделать. *(можно представить всё что угодно: жизнь на Марсе, жизнь в семье).

na4Что же делает философия, чем занята?

  1. Ищет ответы, на уже поставленные вопросы (пытается найти, надеется найти, обещает найти).
  2. Сама задаёт вопросы (уточняет, сомневается, хочет понять)
  3. Сопоставляет известное с известным ( любуется совпадением, озадачивается разницей, интересуется возможностями, необходимостью, целесообразностью, пределами допустимости такого занятия).
  4. Сравнивает известное с известным (вникает, разбирается, даёт оценку себе и своим стараниям, помогает снять границу разделения, ликвидировать изолированность этих сфер).
  5. Во всё уже найденное и известное верит в неверием, каждую силу обессиливает, убеждения разубеждает, а бесспорное оспаривает.
  6. Ей хочется подниматься, но не так все, а… выше высшего; ей хочется опускаться — …. ниже низшего; ей хочется брать – не дающееся взяться.
  7. Объяснения она слушает, да только вот признавать не спешит. То, что всем подходит, её как раз и не устраивает. И там, где всё уже было успокоились, именно ей начинает быть почему-то неуютно.
  8. Противоречит, насмешничать, глумиться; показывать всему его несуразность, никчемность; понимать возникшееся;обратничать, возражать, оппонировать – способ её жизни, манера её поведения, стиль её существования.
  9. Её не волнует стандартное, привычное, устоявшееся. Но именно против него она ополчается. Обычным – обиходным, традиционным, каждодневным – она придаёт возвеличивительный смысл, напрягает пафосом вечности и особой значимости, вкладывает свои определители использования.
  10. Она вся в нетерпении разгребать и докапываться, высвечивать и показывать, подводить черту и выносить приговор. Пройти мимо она не умеет.217408.p

Философский интеллектуализм во всей своей ясности и прелести:  

Цинь- Цзы (или иначе Цинь Гу-ли, ученик китайского философа Мо-Цзы) спросил Ян Чжу:

— Если бы нужно было выдернуть один волос с вашего тела, учитель, чтобы помочь всему миру, сделали бы Вы это?

— Миру, безусловно, не помочь одним волосом, — ответил Ян Чжу.

— Предположим, что можно было бы , — продолжал наставить Цинь – Цзы.

— Вряд ли потери и жертвы могут чему-то способствовать. Ведь если мир зависит от волоса, разве волос не равен цене мира? Что же мы тогда выиграем?

  • Философствовать – значит беспрерывно, вариатировать любую тему и любой аспект рассмотрения, пробовать на соответствие и на содержательность каждое утверждение.
  • Философствовать – это так выстроить свой взгляд на какой-то вопрос (или проблему), чтоб были понятны и его правомерность, и его актуальность, и его значимость, и его полномасштабность. Философия, если уж за что-то борется, то не для того, чтобы нехотя и зряшно подержаться, а напротив, — солидно и степенно задержаться.

15 шагов к философии:

  1. Неверие
  2. Сомнение
  3. Критицизм
  4. Дотошность
  5. Любопытство
  6. Глубокомыслие
  7. Тяга к загадка и тайнам
  8. Умение замечать тупики и лабиринты в знании и подсознании
  9. Интерес к бессмыслице
  10. Серьёзное отношение к простому и малому, бессмыслице, нелепости и абсурду
  11. Некая меланхолическая установка
  12. Беспредельность тяги вверх и вглубь, в запретное и запредельное.
  13. Сочувственное ощущение тоски и печали, боли и апатии, скорби и несчастий, пронизывающих Универсум.
  14. Страх смерти, но и ужас жизни
  15. Надежда и уверенность найти все концы начала, «дойти до самой сути».

Философия есть особый акт именно пытливого ума.

Философия контролирует свойственные нам беспечность, самомнение, задор крикливости. Она напоминает, что сутки человечества – это долгий, очень долгий промежуток: рассвет не скор, мы ещё бесконечно будем блуждать в ночи, и пока главное для нас – не обольщаться силуэтами теней, двигаясь по темноте, не рисовать себе придуманный свет, находя что-то, не столько жадно хватать ( и бездушно хвастать : вот оно, моё!), сколько осторожно дотрагиваться и, подолю слепым, тщательно обстукивать палкой окружающее пространство, чтобы сделанный шаг не огорчил ненароком, не опечалил попусту, не привёл к нежданной беде.

Главные философские вопросы

  • Как возник мир? (всегда был? сотворён?)
  • Вечен ли мир или временен?
  • Что царит в мире: закон или произвол (необходимость или случайность)?
  • Человек, он кто? Царь природы или подопытное существо Бога?
  • Люди: звери или ангелы?
  • Как выглядит и где находится загробный мир?
  • Как устроены мы и природа?

Основные философские проблемы

  • С чего всё началось? (с первоэлементов или с Творящего слова?)
  • Что первичнее: дух или материя?
  • Жизнь зарождалась на земле или занесена извне?
  • Мы созданы для счастья и радости или для страданий и мучений?
  • Возможно ли реальное бессмертие?
  • Удастся ли воскресить людей предыдущих поколений?
  • Разрешиться ли проблема отцов и детей?
  • Найдём ли мы Истину?
  • Можно ли предвидеть будущее?
  • Удастся ли добру победить зло?
Нет Комментариев

Оставить Комментарий

Ваш email не будет публиковаться

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>